мертвая zона
ПРЕДИСЛОВИЕ

         Творчество Стивена Кинга лежит, безусловно, в области массовой литературы с ее спецификой и особой системой отношений с другими типами литературы. Это не отменяет, а даже ставит перед необходимостью исследования книг сверхпопулярного во всем мире и весьма популярного в России писателя, типичного и в то же время неординарного представителя жанров хоррор и сайнс фикшн. Однако интеллектуалы России и Америки не жалуют Кинга, относя его к "поставщикам литературного ширпотреба". В США издается достаточно много книг посвященных этому автору, но большинство из них носят чисто справочный характер, накопляя и систематизируя информацию, и практически ее не анализируя. В СССР Кинг был одно время обласкан как "обличитель", даже давал интервью "Литературной газете", в Р.Ф. посвященные ему статьи носят сугубо рекламный либо бранный характер. Едва ли не единственная серьезная работа - статья А.И. Шемякина "Мистический роман Стивена Кинга" в книге "Лики массовой литературы США". 
          Тем временем, несмотря на жесткие рамки "низкого жанра" и коммерческую ориентацию, произведения Кинга не являются третьесортным "чтивом" и дают богатую пищу для литературоведческого рассуждения. Обладающий университетским образованием, энциклопедическими знаниями в области литературы и немалыми новаторскими амбициями Кинг активнее других представителей коммерческого искусства использует в жанровых целях достижения нежанровой литературы (той, которую чаще называют "авторской", "высокой", "элитарной"), чем существенно обогащает выразительные средства масскульта, на который, в свою очередь, оказывает большое влияние (например на романы Дина Кунца). Фигурально выражаясь, Кинг как-бы оказывается шпионом масскульта в тылу врага. Или наоборот: в то время как Эко, Сигал, Фаулз и многие другие разрушают "берлинскую стену" между элитарной и массовой территориями литературы с "той" стороны, такие как Кинг, Кизи, Воннегут, Бредбери подтачивают ее "с этой". В любом случае даже самые ярые противники коммерческой литературы "не могут отказать" Кингу "в реальных достижениях в области новизны художественного языка" (Зверев А. "Что такое массовая литература" в книге "Лики массовой литературы США". М.: Наука, 1991. с 26). 
         Моя работа, посвященная межтекстовым связям в творчестве Кинга, не претендует на полноту охвата темы и приводит лишь три примера: две части посвящены внешней интертекстуальности - "корням" кингвского хоррора, связям писателя с его жанровыми "предками": Абрахамом Стокером и Альфредом Хичкоком; третья часть - внутренним межтекстовым связям: я берусь доказать, что четыре его романа составляют единый цикл. Мною (надеюсь, что временно) оставлены без внимания такие важные аспекты, как тема психологии творчества, которая проходит через многие книги автора, связь произведений Кинга с наследием Эдгара Аллана По, Говарда Лавкрафта и Рея Бредбери, влияние "Коллекционера" Фаулза на "Мизери" Кинга, интертекстуальность в историях кастлрокского цикла.

 
Zona =- Предисловие =- Глава 1 =- Глава 2 =- Глава 3 =-

Внимание! Все мысли, изображения и элементы оформления, нашедшие свое пристанище на стенах нашего клуба принадлежат их авторам.
Авторские права сохраняются.


Хранитель Мертвой Zоны FUN-клуба Стивена КингаИван Ремизов
Автор исследования Андрей Чемоданов

Hosted by uCoz