|
Говоря о продукции современных писателей (независимо от их
"жанровой", или "элитарной" ориентации) особенно трудно ограничиваться
отдельными произведениями, приходится либо говорить обо всем
творческом пути, либо, с той или иной степенью условности,
систематизировать, разбивая этот путь на "периоды", "циклы", порою и
сами авторы сознательно или бессознательно, вольно или невольно не
воспринимают каждое свое новое детище отдельно от предыдущих.
Проблемы систематизации
В своем последнем романе Кинг сам предпринимает попытки свести
многие линии воедино. В "Колдуне и стекле", - четвертой, на текущий
момент заключительной, книге фэнтезийной серии "Темная башня" (доселе
самом замкнутом цикле автора) главный герой Роланд Гилейн вспоминает
магический шар Радуги Мерлина, являющийся одновременно Талисманом из
одноименного романа Talisman 1984 в соавторстве с Питером Страубом
(Peter Straub); свои стычки с Регуляторами; поклоняется Черепахе -
сверхбожеству из романа "Оно"; видит, как сквозь Червоточину - прореху
между измерениями пробирается существо именуемое "Мешочник" с "мешком
набитым верещащими душами" (Кинг Стивен. Колдун и кристалл. М:
"Издательство АСТ", 1998. т. 1, с 398) - по этому предмету оное
безошибочно опознается как Лиленд Гаунт из романа Needful Things: The
Last Castle Rock story (1991) - "Необходимые вещи: Последняя, наиболее
полная история Кастл Рока"; сквозь другую Червоточину на несколько
часов попадает ни много ни мало в роман The Stand (1978; 1990) -
"Противостояние", вернее в его время и пространство; в еще одном
измерении узнает о существовании тетушки Абигейл: "Я думаю, она -
героиня другой истории, но истории близкой к этой" (там же. т. 2, с
408), и имеет стычку с Темным человеком - Рэндольфом Флэггом, которые
в "Противостоянии" играют роли мессии и антихриста. Помимо
собственного сюжета "Колдун и стекло" служит как-бы иглой, которая без
усилия протыкает слоеный пирог реминисценций, переходя из истории в
историю. Таким образом Кинг дает понять, что плоды его творчества
сосуществуют в двух аспектах, их действие развивается не только
хронологически последовательно в нашей реальности, как в
"географических" деррийском, джерусалемлотском и кастлрокском циклах,
когда из рассказов, романов и повестей складывается история города; но
и в неэвклидовой геометрии - параллельных мирах, в духе
лаверкрафтовской традиции множественности измерений. Это объясняет и
странное, на первый взгляд, сочетание совпадений и противоречий в
романах "Дилогии Тэка" когда герои с идентичными именами и профессиями
имеют различные семейные связи и судьбы (см.Приложения), а так же не
менее странный факт, что одна из книг дилогии написана под
псевдонимом, то есть как-бы различными авторами.
Циклы произведений Наиболее очевидными, "официальными" циклами являются: 1) Дилогия "Дерри", состоящая из романов It (1986) - "Оно" и Insomnia (1994) - "Бессонница", действие которых происходит в городе Дерри, штат Мэн. 2) Дилогия "Тэка": романы Desperation (1996) - "Десперэйшн" ( в русских переводах Безнадега, Отчаяние) и The Regulators 1996 - "Регуляторы".
3) Четырехтомная фэнтэзи-эпопея The Dark Tower - "Темная Башня":
4) Как отдельный цикл выделяют романы, опубликованные под
псевдонимом Ричард Бахман (Richard Bahman):
Кроме того имеет право на существование классификация чисто "по географическому признаку", для чего дает повод сам Кинг: |
"Помимо твердой убежденности в том что история может существовать сама по себе, мне помогает и уверенность в том, что маленький городок есть социальный и психологический микрокосм" (Кинг Стивен. Библиотечная полиция. Несущий смерть. Вторая часть книги "Четыре после полуночи". М: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997. с 298) |
Если систематизировать творчество Кинга этому признаку, то, кроме
"деррийского", следует выделить "джерусалемлотский" (о котором вкрадце
рассказано в главе "КИНГ И БРЭМ СТОКЕР") и "кастлрокский" циклы.
|
ШЕРИФЫ:
ПОЛИСМЕНЫ:
|
Этот город имеет множество почитателей, что видно хотя бы на примере того, что режиссер Роб Райнер, автор Misery (1990) - "Мизери" (экранизация одноименного романа 1987 г) и Stand with my" (1986) -"Останься со мной" (по мотивам повести "The Body" (1982) - "Тело") увековечил его, создав независимую кинокомпанию под названием ""Castle Rock Еntertainment". Проблема состоит в том, что картина города строится, по признанию самого Кинга, стихийно. Перед нами чисто механического накопления связей, интертекстуальность становится самоцелью и единство, которое могло бы вывести этот богатейший материал на новый уровень - уровень настоящего цикла - ЕДИНСТВА не деталей, а ПРОИЗВЕДЕНИЙ, не сложилось до сих пор. Об этом говорит и тот факт, что сам Кинг неоднократно "прощался" с Кастл Роком, как в предисловиях: |
" Все это очень хорошо, но состояние зачарованности вымышленным городом не есть положительная черта писателя. Это было плюсом для Фолкнера и Дж.Р.Р. Толкина - иногда исключения только подтверждают правила, - но я играю в другой лиге. В конце концов, все хорошо в меру. И пора переезжать" (там же с 300) |
и интервью, так и в самих произведениях, например в "Необходимых вещах" город практически стерт с лица земли серией мощных взрывов: "Мой город, это был мой город. Но его больше нет и никогда не будет" (Кинг Стивен. Необходимые вещи. Л: Информационное агентство "Хронос", 1993. с 571), но возвращается к нему вновь и вновь. Судя по всему кастлрокскому циклу еще предстоит обрести философскую завершенность и единую картину мира. В гораздо меньшей степени связанные между собой такими второстепенными деталями как "кочующие" эпизодические персонажи и география, "Сияние", "Оно" и "Дилогия Тэка" составляют, тем не менее составляют куда большую художественную и тематическую цельность, являясь настоящим, хотя и не таким "демонстративным", как географические, циклом. "СИЯНИЕ", "ОНО", "ДИЛОГИЯ ТЭКА" КАК ЕДИНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ Чтобы показать это, следует провести интертекстуальный сравнительный анализ а) Главных действующих сил: I. АНТАГОНИСТА - во всех четырех романах это сверхдемон по масштабу сопоставимый с христианским Дьяволом: Существо Отеля в "Сиянии", Оно в "Оно" и Тэк в дилогии; существенно важно, что все три чудовища являются не просто источниками опасности, а личностями, то есть именно антагонистами - полноправными персонажами, чего Кинг добивается, вводя читателя в их сознание, воспроизводя внутренний монолог, показывая некоторые события с их точки зрения во всех четырех произведениях исследуемого цикла;
II. ПРОТАГОНИСТОВ - представлены в трех вариантах:
б) Конфликта между ними. I. Сверхдемон Следует отметить, в скобках, что в сборнике эссе Danse Macabre
(1981) выделяет три основных "архетипа монстров" в литературе: Вампир
(Vampire), Оборотень (Werewolf) и Нечто-без-имени (Thing Without a
Name), воплощенные, соответственно, в "Дракуле" Брэма Стокера,
"Докторе Джекиле и мистере Хайде" Роберта Л. Стивенсона и
"Франкенштейне - современном Прометее" Мэри Шелли (King Stephen. Danse
Maccabre. London: Warner Books, 1993. p 65-66), не случайно все трое
появляются в виде игрушек в "Салемс Лоте" (Жребий. с 92, 161).
Как я уже указал, все трое практически лишены постоянного облика,
однако изредка некоторые обличья можно считать более близкими к сути
сверхдемонов: я имею ввиду те случаяи когда они либо находятся в своем
логове, наедине с самими собой, либо, потерпев поражение в конце
романа и эвакуируясь. При этом открывается их почти полное сходство не
только между собой, но и с Дракулой из романа Стокера:
|
" Я начал замечать какие-то маленькие мелькающие пятна, крошечные, как микроскопические пылинки; они кружились и вертелись как-то неясно и очень своеобразно..." (там же. с 43). |
Действительно, в "Сиянии" Существо покидающее пылающий Оверлук через окно президентского люкса, каким его видит Дик Хэллоран ( Halloran, Dick - афроамериканец, обладающий "сиянием" (shining) - способностью к ясновидению и телепатии - единственный персонаж вышедший из "Сияния" - упоминается в "Оно") описано как "громадный темный силуэт" который на миг обрел форму гигантского ската (Кинг Стивен. "Сияющий". Жуковский: "КЭДМЭН", 1992. с 417) и распался подобно облаку. Переводчик перевел слово manta как "мантилья", но здесь речь идет скорее о скате манта; так же как я считает и критик Майкл Р. Коллинз проводя визуальную параллель с гигантской птицей - одной из личин "Оно" - которую, что характерно, видит тот же Дик Холлоран (Collins Michael R. The Stephen King Phenomenon. Wash.: Starmont House, 1987. p 15). Я же склонен проводить параллель этого ската с Тэком, который, потерпев фиаско, приобретает форму облака в "Регуляторах" напоминающего скачущего ковбоя, а в "Десперейшн" - волка. В обоих случаях облако быстро разрушается: |
"На горизонте высился вал, окружающий Китайскую шахту. Над ним висело громадное облако, все еще связанное с карьером пуповиной поднимающейся пыли. По форме облако напоминало волка... Из раскрытой пасти что-то торчало, не язык, а какое-то существо, то ли ящерица, то ли скорпион. Кан тэк в кан тахе... Порвалось во многих местах, а в других истончилось почти до прозрачности..." (Безнадега. с 505) |
C небольшой натяжкой можно найти внешнее сходство этих образов и с Дракулой, наделенном способностью "окружать себя туманом" (Вампир. с 198).
Как уже было сказано, не имея собственной внешности, все три
антагониста имеют способность к полиморфии, т.е. произвольно меняют
свою наружность. В случае Отеля и Оно это оборотничество: Отель
принимает вид призраков - людей, погибших или когда-либо бывавших в
его стенах, даже целых групп; Оно перекидывается не только в мертвецов
(чаще демон подражает их голосам), но и в чудовищ из сказок, фобий,
ночных кошмаров и фильмов-ужасов пятидесятых годов - воплощает детские
страхи - "оборачивается в то, чего ты больше всего боишься".
Гигантская птица, Мумия, Оборотень, Франкенштейн, Прокаженный,
Насильник, Утопленник, Насекомые - перед нами проходит целая галерея
монстров - Кинг как-бы иллюстрирует всю историю культуры страха.
Характерно, что при этом оба демона преследуют одинаковые цели -
внушить ужас своей жертве и подавить ее способность к сопротивлению. В
случае Тэка в "Десперейшн" это вселение: антагонист пользуется телами
некоторых жертв - людей и животных в качестве своего рода "скафандров"
при путешествии по "этому свету", изнашивая их за считанные часы
(помимо Тэка в своих жертв мог вселяться и демон Оверлука - в
заключительных страницах "Сияния" Джек Торранс одержим Отелем) . Как
мы помним Дракула так же обладал умением произвольно менять свой
облик: "превращаться в волка и летучую мышь".
|
Дракула: "Я услышал его голос, который прозвучал повелительным приказом... Он протянул свои длинные руки, как бы отстраняя неосязаемое препятствие и волки стали медленно отступать" ( Вампир. с 15) Тэк: "Тэк ах лах. Тэк , - повторил коп и резко хлопнул в ладоши. Койот повернулся и помчался прочь". ( Безнадега. с 77) |
Более того, говоря с Джонни Меринвиллом он (странно, что этого еще никто не заметил) практически цитирует Дракулу, сравните: |
Тэк: "Тут с юго-востока донесся вой нескольких койотов... - Мои дети пустыни! - воскликнул коп. - Как мелодично они поют!" (там же с 80) Дракула: "Я услышал где-то вдалеке как будто вой волков. Глаза графа засверкали и он сказал: - Прислушайтесь к ним, к детям ночи! Что за музыку они выводят!" ( Вампир. с 19) |
Все три кинговских сверхдемона пользуются и таким чисто
дьявольским средством, как Искушение - вербовка слабых душ на свою
сторону. В случае Отеля это Джек Торранс, которого демон спаивает
"призрачным" мартини и постепенно, угрожая и суля блага, сводит с ума,
побуждая убить собственного сына. В случае Оно (не случайно Коллинз
сравнил этого демона с Сатаной из "Потерянного рая" Мильтона)
поочередно пытается искусить каждого из главных героев -"Неудачников"
(Losers), и использует банду школьных хулиганов в качестве орудия
борьбы с "Неудачниками". Когда герои становятся взрослыми против них,
на стороне Оно, выступает умалишенный - напрашивается параллель с
романом Стокера, в котором слугой демона тоже выступал пациент
сумасшедшего дома. В случае Тэка союзницей Зла становится обезумевшая
от ужаса женщина - Кэмми Рид (Reed Cammie - "Регуляторы").
|
"Я Вечность. Я пожирательница Миров. У тебя нет сил, вот она Сила; почувствуй ее, отродье а потом расскажи, как ты пришел убить Вечность. Ты думаешь, что ты видишь меня? Ты видишь лишь то, что позволяет тебе твой умишко." (Оно. II, с 414) |
Сходство рассматриваемых нами чудовищ и в таком важнейшем свойстве, как бессмертие. Потерпев поражение Существо из Отеля и Тэк не погибают, а лишь ускользают, превратившись в облако. Где и как они снова заявят о своем существовании можно только гадать. Судьба Оно окутана тайной. Коллинз в своей статье утверждает, что существо все-таки умерло, но в тексте романа прямых указаний на смерть демона я все-таки не нашел. Оно было ранено, "Оно проиграло", Оно даже молило о пощаде, но погибло ли - неизвестно. |
Внимание! Все мысли, изображения и элементы оформления, нашедшие свое пристанище на стенах нашего клуба принадлежат их авторам.
Авторские права сохраняются.
Хранитель Мертвой Zоны FUN-клуба Стивена КингаИван Ремизов
Автор исследования Андрей Чемоданов